Новости РСПМ и компаний
16.07.2024 Тренды рынка изделий из оцинкованного и окрашенного проката (обзор по круглому столу РСПМ)
4 июня в рамках деловой программы форума «Металлоконструкции’2024» Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) провел традиционное совещание – круглый стол производителей изделий из оцинкованного и окрашенного проката (профнастила, металлочерепицы, ЛСТК, сэндвич-панелей и др.). В мероприятии приняли участие руководители и специалисты Северстали, Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), компаний Кармет, Абсолют-ЗМК, Казанские стальные профили, ГП Стальные конструкции – Профлист, Металл Профиль, Мастеровит, Профсталькомплект, Планета, ГК Эталон, Центр Кровли, Сварожич, ПКФ Метинвест Сервис, Ассоциация НАППАН и др.
Ведущими делового мероприятия выступили С. Масленников, член Совета РСПМ (Рынок металлоконструкций), Ю. Елисеев, руководитель ГП Стальные конструкции — Профлист, и И. Гарипов, заместитель управляющего компании Казанские стальные профили (КСП).
Открывая встречу, С. Масленников рассказал о текущей ситуации на рынке оцинкованного и окрашенного проката, о планируемых к вводу дополнительных мощностях в России и в странах СНГ, где развитие идет очень быстрыми темпами. В пример он привел Узбекистан: в настоящее время в стране реализуется ряд крупных производственных проектов, а оцинкованная металлопродукция из республики уже поставляется на российский рынок. Отечественным же крупным производителям оцинкованной стали необходимо провести работу над качеством, которое сильно снизилось из-за нарушений и несоблюдения технологий. От этого сильно страдают переработчики — производители изделий, поскольку качество их конечной продукции, соответственно, тоже падает, притом что работают они на отличном оборудовании и от них этот процесс не зависит. Все это происходит к тому же в условиях дефицита оцинкованного и окрашенного проката на российском рынке.
Особый акцент С. Масленников сделал на необходимости продвижения работы по стимулированию потребления изделий из оцинкованного и окрашенного проката. Альтернативные материалы пользуются большой популярностью у потребителей, которые все чаще делают выбор в пользу битумной черепицы, шифера и других не стальных продуктов. Несмотря на то что производство оцинкованного и окрашенного проката растет, реальная доля потребительского рынка при этом падает, и это является острой проблемой.
И. Гарипов рассказал, что по опыту КСП некоторые переработчики оцинкованного и окрашенного проката сталкиваются со сложностями при взаимодействии с комбинатами, в частности, с ограничениями в объемах поставок сырья, с номенклатурной линейкой, с цветом окрашенного проката. В то же время склады торговых домов комбинатов переполнены. К примеру, в этом сезоне из-за нехватки объемов по прямым поставкам с комбинатов около 30% сырья КСП пришлось закупать на спотовом рынке. Учитывая, что компания планирует свою производственную программу на долгие месяцы вперед, эта тенденция негативно влияет на деятельность.
Также из-за нестабильности в закупках сырья среди игроков обострилась конкуренция. На один и тот же продукт (профлист с одинаковыми характеристиками) цена у производителей разнится на 10—15%. Это связано с тем, что некоторые переработчики закупают металл не по ГОСТ, с заниженными характеристиками по количеству цинка и лакокрасочного покрытия. Этот фактор дискредитирует рынок металлоизделий из оцинкованного и окрашенного проката и может повлечь за собой рост спроса на альтернативные материалы. Да и в целом оцинкованный и окрашенный прокат постоянно растет в цене. Так, только за год по некоторым группам изделий стоимость увеличилась до 50%. При этом конечные потребители, видя что все только дорожает, смирились с реальностью и покупают продукцию по ценам, которые диктует рынок.
Ю. Елисеев особое внимание уделил необходимости совершенствования нормативно-технической базы, что является основным путем вывода новых продуктов на рынок и главным фактором для технологического роста. Рынок изделий из оцинкованного и окрашенного проката и ЛСТК довольно большой и имеет значительный запас емкости, но при этом здесь требуются внимание государства и работа над техническим регулированием. Единственное, что сейчас его ограничивает, это нехватка сырья, а переработчики готовы работать с любыми объемами. Работать по схеме «купить дешевле и продать дороже», конечно, хорошо, и у всех переработчиков растут объемы производства и продаж, но для развития нужно думать о будущем и о нормативно-технической базе, надо расширять рынок. Никакой шифер и альтернативные материалы никогда не сравнятся с металлом.
И. Зорькина (Металл Профиль) рассказала, что компания находится в более выигрышной ситуации по сравнению с коллегами — за счет того, что имеет собственное производство оцинкованного и полимерного проката и может самостоятельно сделать требуемую толщину цинка и нужное полимерное покрытие. При этом собственный передел в дальнейшем идет на производство премиальных видов продукции, и, конечно, всю потребность в сырье не покрывает.
Компания также работает с комбинатами в части закупки сырья. Она сертифицировала все свои подразделения, получила сертификаты на металлочерепицу. Кроме того, Металл Профиль продолжает вести активную работу по изменению стандарта на металлочерепицу и по включению в него толщины 0,45 мм, которая является основной на рынке. Она никуда не ушла — это 60—70% продукции, которая теперь называется волновым профилем, профилированным декоративным элементом или как-то иначе. Сейчас планируется провести большую научную работу по сравнению толщин. Участники рынка надеются, что их услышат.
Представители Северстали и НЛМК рассказали о работе, которую они ведут по улучшению качества выпускаемого оцинкованного и окрашенного проката. Мощности производства ограничены, поэтому представленный на рынке объем (особенно востребованную номенклатуру) предприятия стараются квотировано распределять между своими партнерами. В настоящее время реализуются некоторые производственные проекты, которые в дальнейшем позволят в большей степени удовлетворять потребности клиентов в необходимых объемах.
Большой интерес у аудитории вызвало выступление Р. Безматерных, основателя компании Центр Кровли, которая базируется на Дальнем Востоке и в Сибири. В состав компании входят шесть заводов и десять филиалов с офисами продаж, торговыми залами и складскими помещениями в гг. Хабаровск, Артем, Уссурийск, Находка, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Иркутск и Красноярск. Компания практически полностью перешла на закупку сырья и оборудования из Китая — географическая близость позволяет это сделать. Были определенные трудности с логистикой и оплатой, но команда Центра Кровли полностью перестроила все процессы, что поспособствовало решению этих вопросов. В рамках недавней поездки в Китай восемь инженеров одной компании в режиме онлайн за четыре часа запроектировали прокатную линию в соответствии с требуемыми техническими характеристиками. Планируемый срок ее изготовления и поставки — 45 дней, стоимость — около 5 млн руб. Так что в перспективе с учетом дефицита российского сырья и трудностей с изготовлением оборудования рынок Сибирского и Дальневосточного федеральных округов все больше будет взаимодействовать с КНР.
Напомним, что РСПМ ежегодно проводит несколько совещаний — круглых столов для производителей изделий из оцинкованного и окрашенного проката. Следующая встреча пройдет 30 октября в рамках деловой программы главного форума металлургической отрасли — выставки «Металл-Экспо’2024».
Поделись с коллегами:
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: