Новости РСПМ и компаний

15.12.2023 Острые вопросы рынка изделий из оцинкованного и окрашенного проката


8 ноября в рамках деловой программы 29-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо» Российский союз поставщиков металлопродукции (РСПМ) провел совещание – круглый стол производителей изделий из оцинкованного и окрашенного проката.

Участие в деловом мероприятии приняли свыше 100 руководителей и специалистов металлургических комбинатов, компаний — переработчиков плоского проката и потребителей профнастила, металлочерепицы, сэндвич-панелей и другой металлопродукции — Северстали, Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), ММК-Лысьвенский металлургический завод (ММК-ЛМЗ), Ульяновского Металлопрофильного завода, Национальной ассоциации производителей панелей из ППУ, Компании Металл Профиль, ГП Стальные конструкции — Профлист, ГК Техностиль, ТД ММК, ГК Маяк, компаний Кровельный центр, Казанские стальные профили, Grand Line, ОрелМеталлПолимер, Металлсервис, Планета и др.

Эксперты обозначили и обсудили ряд актуальных вопросов, которые напрямую касаются рынка переработчиков оцинкованного и окрашенного проката, в частности, работу по ГОСТ на металлочерепицу и сертификацию металлопродукции, конкуренцию с аналогами, рост цен, дефицит сырья, взаимодействие с крупными металлургами.

Ведущими круглого стола выступили С. Масленников, руководитель Комитета по стальным конструкциям РСПМ, М. Лопатин, коммерческий директор Компании Металл Профиль, И. Гарипов, заместитель управляющего компании Казанские стальные профили, Ю. Елисеев, руководитель ГП Стальные конструкции — Профлист.

Открывая совещание, С. Масленников отметил основные моменты, которые волнуют переработчиков оцинкованного и окрашенного проката.

Первый момент — снижение качества исходного сырья и сокращение объемов поставок проката напрямую с комбинатов.

Второй — ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные кровельные (металлочерепица). Общие технические условия» (далее ГОСТ Р 58153) и сертификация металлочерепицы. В конце августа руководители ряда компаний — производителей металлочерепицы написали открытое письмо Председателю Правительства РФ М. Мишустину, в котором отмечалось, что ГОСТ Р 58153 предусматривает изготовление металлочерепицы из стального проката толщиной не менее 0,5 мм, соответственно, вступление в действие требований об обязательной сертификации приведет к негативным последствиям на рынке для самого востребованного вида металлочерепицы, а именно 0,45 мм, что вызывает серьезную обеспокоенность. На сегодняшний день только 20% металлочерепицы на российском рынке можно отнести к толщине 0,5 мм, еще 60% — к толщине 0,4—0,45 мм и порядка 20% — к толщине 0,35—0,4 мм. Очень остро стоит вопрос сертификации металлочерепицы на соответствие требованиям ГОСТ Р 58153, поскольку данный стандарт содержит в себе большое количество противоречий, с которыми производители и органы по сертификации столкнулись при подготовке к обязательной сертификации. Участники рынка в письме просили главу Правительства РФ взять данный вопрос под контроль.

Третий момент — снижение доли металлической кровли, произошедшее вследствие того, что на рынке очень активно лоббируются аналоги вроде битумной черепицы и шифера, в раскрутку которых вкладываются значительные деньги. А вот средств, расходуемых на продвижение кровельных материалов из стали, абсолютно недостаточно.

«Есть надежда, что ключевые производители металлопроката с большим вниманием отнесутся к вопросу продвижения металла не только в кровле, но и в фасаде», — продолжил М. Лопатин. Компания Металл Профиль проводит большую работу по консолидации участников рынка металлической кровли. Недавно прошла встреча с руководством одного из комбинатов, по итогам которой была выражена заинтересованность совместной работы по продвижению продукции из металла. Сообщество переработчиков призывает других участников рынка включиться в эту работу.

Что касается ГОСТ Р 58153, то, несмотря на то, что, по мнению производителей металлочерепицы, он нуждается в пересмотре и актуализации, компания Металл Профиль стала первым производителем, получившим сертификат соответствия данному стандарту.

«Мы можем производить продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ Р 58153, благодаря наличию собственных линий цинкования и окрашивания металла, — рассказал М. Лопатин. — Другим производителям, не имеющим таких производственных мощностей, вероятно, будет сложнее сертифицироваться, так как классический окрашенный и оцинкованный прокат российских комбинатов не подходит под требования данного стандарта на металлочерепицу. Это первая причина того, что ГОСТ нуждается в серьезной доработке».

Еще одной причиной для пересмотра является то, что стандарт исключает из производства и продаж самую массовую категорию металлочерепицы — толщиной 0,45 мм, которая по своим качественным характеристикам не уступает продукции «по ГОСТ». Для потребителя ключевым параметром качества является не толщина основы, а количество лакокрасочного и цинкового покрытия, которое защищает от коррозии.

«Подтверждение соответствия требованиям Госстандарта заняло продолжительное время, поскольку сегодня в России нет достаточного количества аккредитованных центров и испытательных лабораторий, готовых в полной мере выполнить работы по подтверждению соответствия, — сообщила руководитель направления стандартизации и сертификации Металл Профиль И. Зорькина. — Усложнило задачу и наличие в стандарте противоречий и излишних требований к продукту.

ГОСТ — это возможность очистить рынок от подделок и откровенно некачественной продукции. Цель создания регламентирующего документа — сделать так, чтобы потребитель понимал, какую продукцию он приобретает, а строители получили возможность контролировать качество материала. Работа по внесению изменений в ГОСТ Р 58153 продолжается и будет продолжаться на всех уровнях, по всем возможным и известным каналам. Производители металлочерепицы будут делать все, чтобы их услышали и приняли правильные, здравые решения.

И. Гарипов в свою очередь отметил, что на рынке Республики Татарстан отмечаются те же тенденции — смещение в сторону неметаллической кровли у заказчиков. Металлопереработчики столкнулись с проблемой нехватки сырья, которое можно напрямую заказать у производителей. А если его приобретать через торговые дома или у сторонних металлотрейдеров по более высокой цене, то стоимость конечной продукции соответственно тоже возрастает, становясь менее конкурентоспособной. Рынок оцинкованного и окрашенного проката в России должен быть профицитным или на 100% достаточным, для переработчиков точно. Но в текущих реалиях видно, что этого нет.

Вопрос о смещении в сторону битумной черепицы был задан также представителям компании Grand Line, имеющей в своем ассортименте как металлическую, так и битумную кровлю. Специалист компании сообщил, что в 2023 г. наблюдается значительный рост по битумной черепице, который существенно опережает рост по металлочерепице. Но при этом и металлочерепицы в Grand Line было продано не мало. Был упущен III квартал, когда отмечался серьезный дефицит сырья, особенно в толщине 0,5 мм. Есть ощущение, что кровельный рынок вырос больше, чем компании-производители в переработке металлопродукции. Однозначно корень проблем текущего года — дефицит сырья.

Ю. Елисеев свое сообщение посвятил направлению профнастила. По его мнению, производители профилированного настила сейчас находятся на переднем крае борьбы с несущими конструкциями. Сообществу нужно включаться в противостояние с железобетонщиками, имеющими сильную техническую и расчетную базу на свою продукцию и стандарты, благодаря чему они могут реально доказать потребителям несущую способность и другие технические моменты, в отличие от производителей профнастила. А за конструкциями из оцинкованных тонкостенных профилей — будущее. Крупным металлургам, конечно, следует содействовать рынку в этом вопросе, ведь переработчики продвигают в массы потребление металлопроката с оцинкованным покрытием.

А. Ломалин, руководитель ГК Техностиль, рассказал, что в 2023 г. увеличился спрос на сэндвич-панели: рынок растет, возросло применение этой продукции при строительстве промышленных предприятий. Есть ощущение, что данная тенденция сохранится и в 2024 г. Помимо дефицита оцинкованного проката, присутствовал и определенный дефицит минеральной ваты.

По словам директора ММК-ЛМЗ А. Кузнецова, в текущем году предприятие планирует произвести и реализовать продукции не меньше, чем в самом высокопроизводительном для компании 2021 г., когда показатели были на уровне 291 тыс. т. Сейчас завод загружен на 100%. Среди факторов, оказывающих положительное влияние, снижение импорта, отложенный спрос 2022 г., программы, реализованные и запущенные Правительством РФ по ипотеке для ИЖС. Кроме того, в текущем году ММК-ЛМЗ значительно расширил количество цветов и оттенков для своего премиального продукта — StellArt, что были позитивно встречено потребителями.

По итогам круглого стола участники мероприятия отметили, что в 2023 г. рынок изделий из оцинкованного и окрашенного проката развивается, по многим группам продукции наблюдается рост. А существующие проблемы надо решать сообща и во взаимодействии с крупными металлургами, к которым есть пожелание — четко обозначить свою долгосрочную стратегию.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?