Новости РСПМ и компаний

15.02.2021 Метизная Торговая Компания: превосходя ожидания


Метизная отрасль испытала на себе все возможные последствия сложного 2020 г. Отдельные участники покинули рынок, однако сильным игрокам удалось не просто сохранить, но и упрочить свое положение на рынке. Ярким примером является Метизная Торговая Компания (МТК). Ее руководители – Александр Лактейкин, директор по сбыту, и Евгений Бернштейн, коммерческий директор, ответили на вопросы журнала «Металлоснабжение и сбыт» о том, как эффективно действовать и наращивать возможности в непростых экономических условиях.

Как бы вы оценили итоги 2020 г. для вашей компании? Отразилась ли пандемия на результатах работы? Пришлось ли вам корректировать свои изначальные планы или удалось добиться всего, что было запланировано?

А. Лактейкин: 2020 г. начинался неудачно. Так же, как и на протяжении 2019 г., наблюдался профицит продукции, ежемесячное (или чаще) снижение цен, работа на грани убыточности. В январе в КНР, а затем в марте и в нашей стране начали вводить ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Одновременно произошло резкое снижение курса российской валюты. Любое планирование в сложившихся условиях было крайне затруднительно.

Е. Бернштейн: Поставки из КНР практически остановились, поскольку заводы прекратили работать. Российский метизный рынок таким образом остался без саморезов, спецгаек, анкеров, такелажа, шайб, шпилек и многих других видов крепежа, который практически не производят наши предприятия, а если и производят, то в незначительном количестве. В связи с локдауном нашим заводам работать стало сложнее. Однако ни один из наших поставщиков не остановил производство и продолжал выполнять свои обязательства.

Уже к концу февраля на рынке образовался дефицит продукции, усилившийся в марте—апреле и продлившийся до конца III квартала 2020 г.

В апреле начались отгрузки из КНР, но графики поставок были сорваны практически на три месяца. На фоне нарастающего дефицита произошел уверенный рост цен на всю импортную продукцию, который поддержали и наши производители.

В связи с отсутствием достаточного количества импортной продукции, мы начали наращивать поставки с российских заводов.

Так, в 2020 г. объем закупок на Магнитогорском металлургическом комбинате вырос на 13%, на Новолипецком металлургическом комбинате — на 22%, на Северсталь-метизе — на 10%, на Белорецком металлургическом комбинате — на 55%, на Речицком метизном заводе — на 25%.

В мае—июле возросло поступление продукции из Китая, и во IIIII кварталах мы установили новые рекорды по объемам реализации, опираясь на отложенный спрос.

А. Лактейкин: На протяжении нескольких последних лет МТК вкладывала средства в развитие инфраструктуры, в том числе в IT. В марте 2020 г., в период введения жестких ограничений на работу предприятий, это помогло нам практически безболезненно перейти на удаленный режим работы.

Оценивая итоги прошлого года с точки зрения развития компании, можно констатировать, что результат превзошел самые смелые ожидания: объем реализации вырос более чем на 20%.

Например, продажи строительных и специальных гвоздей увеличились до 23,9 тыс. т. Подобного результата компания достигала в последний раз в 2016 г.

Какова текущая ситуация на рынке метизной продукции? Как сказался рост цен на рынке металлов?

А. Лактейкин: Конец 2020 г. и начало 2021 г. были беспрецедентными. Вследствие стимулирования экономик и ограничений из-за пандемии мировой спрос на стальную продукцию значительно вырос. Российский рынок стали не стал исключением: привлекательность экспортных операций значительно возросла. К концу года меткомбинаты начали приводить внутренние котировки на стальную продукцию в соответствие с экспортными, с текущим курсом.

Такого роста цен на основные виды продукции (гвозди, проволока, крепеж) отечественного производства за последние 20 лет мы не помним, особенно за такой короткий промежуток времени. Если в ноябре 2020 г. 1 кг гвоздей стоил 48 руб., то в январе 2021 г. — 66 руб.

По данным отечественной статистики, на протяжении нескольких лет покупательская способность населения падает, доходы и экономика существенно не растут. Прогноз падения в 2020 г. — 4%. При таком развитии ситуации предпосылок для роста рынка в целом мы не наблюдаем.

Какие шаги предпринимались в компании для удержания позиций на рынке метизов? Расширялся ли ассортимент продукции, услуг? Сократилось или расширилось региональное присутствие?

Е. Бернштейн: Как уже отмечалось, для замещения продукции из КНР мы увеличили закупки на отечественных предприятиях. Это позволило нам не только не снизить объемы реализации, но и нарастить их.

Усилилась работа по расширению ассортимента в оптовом сегменте и в так называемой мелкой фасовке (5 кг, 1 кг и в штучной упаковке) — это направление мы развиваем на протяжении последних пяти лет. Годовой рост составлял десятки процентов, и 2020 г. не стал исключением.

Ассортимент расширялся в основном за счет добавления типоразмеров в существующих товарных группах и выведения на рынок новых продуктов собственного производства, а также за счет сопутствующих товарных групп.

А. Лактейкин: Бизнес должен масштабироваться, но из-за неопределенности в I полугодии говорить об организации дополнительных подразделений не приходилось. Нужно было оптимизировать и стабилизировать текущую работу. Тем не менее компания выполнила намеченные планы и в конце года открыла подразделения в Туле и Кирове.

В 2020 г. мы продолжили расширять автопарк. Количество автомобилей грузоподъемностью 1,5—15 т увеличилось на десять единиц — до 56.

Как развивается производственное направление МТК «Четвертый передел»?

Е. Бернштейн: Нашему производству в Воронеже в этом году исполняется семь лет. Ассортимент продукции включает строительные скобы, специальные гвозди, проволоку термообработанную в фасовке по 1, 2,5, 5 кг и по 50 м, винты диаметром 3—6 мм, шпильку по ГОСТу. Также производится окраска саморезов.

С IV квартала 2019 г. по IV квартал 2020 г. дополнительно приобрели 21 единицу основного технологического оборудования, восемь единиц вспомогательного, за счет чего мощности производства достигли 800 т ежемесячно при двухсменном режиме работы.

В рамках производственной площадки действует аккредитованная лаборатория, осуществляющая испытания как для нужд предприятия, так и входной контроль для группы компаний МТК, а также оказывающая услуги сторонним заказчикам.

Какие изменения произошли в дистрибьюции метизной продукции за последний год?

А. Лактейкин: В 2020 г. на метизном рынке произошло несколько заметных изменений. Так, под влиянием негативных тенденций 2019 г. одна из компаний-импортеров закрыла метизное направление, другая — одна из старейших на рынке — обанкротилась, ряд крупных компаний свернули региональные сети.

В то же время на рынке метизов появился новый-старый игрок — такая известная и уважаемая компания, как Металлсервис, принявшая в конце 2019 г. решение развивать метизное направление.

В условиях развития технологий хотелось бы отметить возрастающий интерес к электронной коммерции.

Чего МТК планирует достичь в 2021 г.? Каким направлениям предполагается уделить особое внимание?

А. Лактейкин: Как показала практика последних лет, планирование и действительность могут сильно расходиться. Особенно это очевидно в условиях политической, экономической, социальной нестабильности и возможных эпидемиологических ограничений. Тем не менее в 2021 г. МТК планирует вырасти на 15%.

Особое внимание будет уделено открывшимся и планируемым к открытию региональным подразделениям, работе с конечными потребителями, рознице, развитию сервиса, логистики, а также собственного производства.

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

Twitter Instagram Telegram Facebook Youtube

Сегодня: 04 марта 2021г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?