Новости РСПМ и компаний

21.04.2020 Без паники (обзор на круглый стол РСПМ по рынку сэндвич-панелей)


На фоне текущих потрясений прошедший год кажется периодом не просто стабильности, но даже некоего развития. Об этом говорили участники круглого стола, посвященного состоянию рынка сэндвич-панелей. Мероприятие традиционно проводит в марте Российский союз поставщиков металлопродукции совместно с крупнейшими производителями этого вида конструкций.

Наиболее полную информацию о рынке сэндвич-панелей и о своей работе на нем предоставила Компания Металл Профиль (КМП).Руководитель департамента продаж С. Черкасов отметил, что, по данным Росстата, в 2019 г. введено в строй зданий больше, чем в предыдущие годы. По данным аналитических агентств, в 2019 г. произведено порядка 38 млн м2 трехслойных сэндвич-панелей (ТСП) — столько же, сколько в 2018 г. Экспорт в СНГ достиг 6-7% от общего объема производства и оценивался в начале 2019 г. примерно в 2,7 млн м2. По оценкам Компании Металл Профиль, в 2019 г. реальный объем экспорта составил 3 млн м2.

Потребление сэндвич-панелей выросло в минувшем году в таких сферах, как сельское хозяйство, имеющее государственную поддержку, возведение строительно-монтажных комплексов, строительство сервисных зданий и сооружений для добычи полезных ископаемых. Реализация продукции в таких сферах, как строительство холодильных камер, производственных и складских комплексов, сократилась.

Возможно, заявил С. Черкасов, причина в том, что клиенты перестали напрямую взаимодействовать с производителями и отдают решение о закупках в руки подрядчиков, тем самым не участвуя в определении качества стройматериалов. Данная ситуация, а также присутствие большого числа подпольных производителей приводят к росту спроса на более дешевый материал. Снижение стоимости же чаще всего достигается путем уменьшения толщины облицовки. В 2019 г. Компания Металл Профиль обновила рекорд по продажам ТСП — реализовала свыше 5 млн м2. 16% поставлено на рынки СНГ. Также С. Черкасов заявил, что, несмотря на негативные прогнозы прошлых конференций, предсказывавших все большее распространение на рынке сэндвич-панелей, производимых по ТУ, панелей с пониженной плотностью ваты и т.п., продажи компании показали обратное.

В 2019 г. доля панелей, произведенных по ТУ, вернулась на уровень 2017 г., что говорит об эффективности усилий по продвижению на рынок качественной продукции, прицельной работы с проектными организациями, заказчиками и др. То же самое можно сказать относительно продукции из проката с премиум-покрытиями. Так, стабильно растет динамика реализации ТСП с премиальными покрытиями (на 4% она увеличилась в 2017 г., на 8% — в 2018 г., на 12% — в 2019 г.).

Что касается развития рынка в текущем году, то С. Черкасов отметил, что предполагался рост емкости панельного рынка до 40-41 млн м2, но сейчас оценки, конечно, становятся более пессимистичными. В самой компании изначально считали, что в 2020 г. производство останется таким же, каким было в 2019 г., но в текущей ситуации в мире и России все больше склоняются к тому, что выпуск продукции снизится на 5% и более относительно 2019 г.

А. Горохов, исполнительный директор Ассоциации НАППАН, в свою очередь, рассказал о ситуации на рынке сэндвич-панелей с PIR/PUR-наполнителем. Он отметил, что в России уже практически не осталось крупных монопроизводителей — все они обладают возможностью производить сэндвич-панели как с минераловатным, так и с пенополиуретановым сердечником. Острую конкуренцию между игроками в этом плане можно признать завершившейся. В целом рынок сэндвич-панелей с ППУ-наполнителями, по оценкам А. Горохова, в 2019 г. вырос примерно на 5% по сравнению с 2018 г..

На текущий год Ассоциация НАППАН прогнозировала рост его емкости еще на 10%, в первую очередь за счет увеличения госфинансирования сельского хозяйства, которое является основным потребителем этой продукции. Сэндвич-панели с ППУ применяются главным образом в холодильных камерах, на складах продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства. Текущая ситуация, конечно, внесет коррективы, тем не менее полностью строительство в данных сферах не остановится, уверен А. Горохов, правда, только в том случае, если текущая эпидемиологическая ситуация будет преодолена в ближайшие два месяца. Возможно, в текущем году продолжится увеличение доли панелей с ППУ-изоляцией в потреблении сэндвич-панелей, добавил исполнительный директор НАППАН, — за счет активности в отраслях — потребителях таких панелей, а также вследствие большей ценовой привлекательности этой продукции по сравнению с панелями на основе минеральной ваты. Так, в 2019 г. серьезно снизилась стоимость основных сырьевых компонентов для производства пенополиуретана, а цена минеральной ваты по-прежнему растет. Производители сэндвич-панелей все чаще выбирают стратегию углубления переработки. К примеру, КМП инвестировала серьезные средства в производство холоднокатаного, оцинкованного и окрашенного проката. Техностиль активно развивает окраску листового проката. ПрофХолод обратил внимание на производство пенополиуретана. В прошедшем году компания запустила установку немецкого производителя H&S Anlagentechnik по синтезу сложных полиэфиров, благодаря чему она станет первым производителем сэндвич-панелей в России, который будет управлять качеством своей кастомизированной PIR-системы на молекулярном уровне.

Е. Свеженцев, коммерческий директор ЧЗПСН-Профнастила, отметил, что прошедший год стал для компании периодом активнейшего развития. Удалось стабилизировать ситуацию на заводе Электрощит, который в 2017 г. вошел в состав организации. Велась активная работа по нормализации производства на мощностях Тепланта, который также недавно был приобретен ЧЗПСН-Профнастилом. Так, в Тейково (Ивановская обл.) демонтировали линию по производству сэндвич-панелей и перевезли ее в Челябинск. Линию планируется запустить в мае. Выпуск сэндвич-панелей на челябинской площадке компании увеличился на 35%. Производственная линия почти весь год работала на полную мощность, так же как на площадке Электрощита. Сейчас челябинское оборудование, по словам Е. Свеженцева, загружено на 80%, самарское — на 60%, но постепенно загрузка будет увеличиваться. В 2020 г. ЧЗПСН-Профнастил модернизирует окрасочные линии в Челябинске и Самаре, планирует увеличить скорость нанесения покрытия и соответственно выпуск продукции. Возможно, в 2021 г. компания приступит к строительству линии оцинкования на уральской производственной площадке. Новым игроком рынка сэндвич-панелей недавно стала А ГРУПП, приобретя завод металлоконструкций в Санкт-Петербурге.

А. Шематонов, начальник отдела продаж сэндвич-панелей А ГРУПП Стальные конструкции, рассказал, что сегодня в распоряжении компании есть линия Healing по выпуску сэндвич-панелей на основе минеральной ваты. Мощность оборудования — 20 тыс. м2 в месяц.

Основным рынком сбыта пока останется Северо-Западный регион. Одной из новейших линий по выпуску сэндвич-панелей с PIR-наполнителем на российском рынке обладает Изопан Рус. В. Илюшкин, технический специалист компании, отметил, что продукция Изопан Рус традиционно относится к премиум-сегменту. Компания уделяет большое внимание предоставлению высококачественного сервиса, готовых решений для потребителей, а также развитию различных ноу-хау. Например, она поставляет панели со специальным уплотнителем на замке, благодаря чему обеспечивается дополнительная изоляция стыков в готовой конструкции. Изопан Рус при производстве сэндвич-панелей активно применяет альтернативные металлы, в частности, выпускает панели с облицовкой из нержавеющей стали и алюминия. По словам В. Илюшкина, для продвижения таких продуктов на рынке необходимы различные методики испытаний, которые продемонстрируют заказчикам долговечность и стойкость конструкций. Это может стать одним из направлений работы по нормативному регулированию рынка сэндвич-панелей в ближайшее время.

Что касается текущей нормативной работы, в частности, совершенствования ГОСТ 32603-2012 «Панели металлические трехслойные с утеплителем из минеральной ваты. Технические условия», то о ней рассказал А. Тамеев, руководитель проектного офиса Компании Металл Профиль. Так, в 2018 и 2019 гг. состоялось множество совещаний и встреч, собрано большое количество замечаний относительно доработки данного документа. Документ отправлен на рассмотрение в рамках органов технического регулирования СНГ. Новая версия документа будет утверждена в июне—июле текущего года. Теперь, по словам А. Тамеева, предстоит второй этап работы — включение сэндвич-панелей в перечень материалов, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. №982. Реально это реализуют, скорее всего, в феврале—марте 2021 г. Кроме того, Ассоциация НАППАН и Профхолод завершают работу над ГОСТом на сэндвич-панели с сердечником PIR/PUR. В апреле он выйдет на стадию публичных обсуждений. Представители разработчиков приглашают всех заинтересованных лиц высказать свое мнение.

ИИС "Металлоснабжение и сбыт"

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

Twitter Instagram Telegram Facebook Youtube

Сегодня: 11 июля 2020г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?